Categories:

"Музыка живых организмов"

Под таким заголовком вышел новый материал об архитектурной бионике в издании «Липецкий строитель». Подготовила его талантливый журналист и общественник Татьяна Левина. Привожу полностью. Автор задается вопросом: «Будущее архитектуры – за бионикой?»

Фрагмент издания. Октябрь 2020 г. №10 (488)
Фрагмент издания. Октябрь 2020 г. №10 (488)

«Архитектура – застывшая музыка», – любим мы цитировать немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга. Действительно, гармоничная архитектура вызывает у человека восторг, подобный тому, что он испытывает при звуках прекрасной музыки. Однако музыкант, взявший неправильную ноту, рискует лишь вызвать недовольную мину на лице слушателя, ошибка архитектора может привести к катастрофе.

Партнёрство архитектуры и технологии

Конечно, от ошибок не застрахованы даже самые великие. Так, концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, созданный по проекту знаменитого Фрэнка Гери, вызвал многочисленные жалобы живущих рядом жителей на невыносимую жару. Материал, выбранный для облицовки здания, оказался неудачным, потому что хорошо отражал падающие солнечные лучи и нагревал всё вокруг. Чтобы решить эту проблему, владельцам здания пришлось матировать те части поверхности, которые отражали больше всего света.

А в известном всему миру «Доме над водопадом» поселилась плесень и начал проседать бетон – его создатель Фрэнк Ллойд Райт серьёзно ошибся в расчётах. Чтобы спасти здание, в доме пришлось провести несколько реконструкций.

Поэтому основная задача архитектуры – совместить полёт фантазии и стремление к гармонии с точными расчётами, выбором формы и знанием свойств материалов, из которых будет создаваться объект. 

– В монографии «Архитектурная бионика» Юрий Лебедев, один из пионеров архитектурной бионики в Советском Союзе, писал:

«Важнейшей проблемой современной архитектуры является её тесное партнёрство с технологией индустриального производства: технология должна способствовать свободному развитию архитектурных форм, архитектурные же решения – соответствовать возможностям технологии», – рассказывает липецкий архитектор Антон Коста.

Вот новый поворот

Кстати, именно книга Юрия Лебедева, которую Антон Коста прочитал в юности, определила его архитектурные пристрастия и вектор его развития как профессионала. Первый проект, принёсший ему известность и признание архитектурного сообщества, – культурно-развлекательный комплекс с библиотекой «Спираль жизни» (в соавторстве с Михаилом Бушиным, руководитель – Наталья Дмитриева), который, к сожалению, не был реализован. В нём был воплощён основной принцип бионики – использование законов живой природы.

Строительная отрасль очень консервативна. Разумеется, гораздо проще возводить безликие многоэтажки по типовым проектам. Объекты, основанные на принципах бионики – индивидуальные, эксклюзивные, они требуют большого труда, вкуса и ответственности за городскую среду. И общественного переосмысления функционала наших городов.

Антон Коста надеется на реализацию концепции архитектурной бионики в будущем, поэтому, пройдя многолетнюю практику в качестве архитектора «Гражданпроекта», ушёл в ЛГТУ, чтобы заниматься преподавательской деятельностью и готовить новые кадры для отрасли. Сегодня кандидат архитектуры Антон Коста преподаёт в Москве – он доцент кафедры архитектуры Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. Для студентов этого вуза как, впрочем, и для всех будущих архитекторов, бионика – обязательная составляющая образования. Недавно вот экспериментировали с турбосомами. – Турбосома – производное от «турбо» – «вращение» и «сома» – «тело». Турбосомы – это сложные поверхности, пространственные конструктивные формы типа оболочек-скорлуп. Юрий Сергеевич Лебедев считал, что технология получения таких конструкций может дать ряд преимуществ в создании новых архитектурных форм и позволяет в пределах предлагаемой идеи решать проблему единства технологии, конструкции и архитектурной формы, – объясняет Антон Андреевич. 

Работы студентов МГСУ, Москва
Работы студентов МГСУ, Москва

Учащиеся второго курса МГСУ представили свои работы на тему высотного строительства, в которых прослеживается описываемая тенденция возведения зданий с использованием принципов скручивания вокруг вертикальной оси. На мой взгляд, такие здания выгодно отличаются от назойливых прямоугольных «свечек», которыми застраиваются наши города. – Конечно, эти здания намного эстетичнее коробок разных объёмов, – согласен Антон Коста. – Но это не единственный плюс турбосом. Принцип поворота междуэтажных перекрытий позволяет улучшить функциональную структуру зданий. Юрий Лебедев, например, рассматривал перспективу создания жилых домов, вращающихся в течение дня вслед за солнцем, или строительства вертикальных оранжерей. Антон Коста уверен, что за бионикой будущее – технологии, основанные на использовании законов живой природы, будут востребованы и не только в строительстве.

Так может выглядеть первый небоскрёб с вращающимися этажами/модулями в Дубае.

Хотя Дубай сегодня известен своей излишней экстравагантностью, в разных его регионах инженеры строят здания, которые имеют весьма интересное практическое применение. Это красивое здание будет построено из 59 независимых вращающихся модулей/этажей, поэтому жители смогут видеть разную картинку за окном. Каждый этаж будет вращаться со скоростью примерно 6 метров в минуту, так что жители даже не заметят его движения. Независимое вращение также придаст зданию постоянно меняющийся вид, который будет изображать весьма сложную конструкцию. Вся эта эстетика весьма привлекательна, но настоящие инновации скрыты в ветряных турбинах, построенных между каждым этажом: чистой энергии от их работы будет достаточно для питания башни и нескольких зданий поблизости.

Из книги Юрия Лебедева «Архитектурная бионика»:

«Было подмечено, что в живой природе такие образования, как стволы деревьев, стебли растений или опорные кости скелетов животных для приобретения большей устойчивости усложняют свою форму за счёт закручивания вокруг оси без изменения при этом (или с малыми изменениями) формы поперечного сечения. В результате в случае, например, трубчатых образований возникают тонкостенные витые оболочки, сложные изгибы форм которых помогают природе сделать их более устойчивыми к нагрузкам, а при закрученных стволах деревьев – к действию сил ветра. При этом механической сопротивляемости закрученных форм помогает их геометрия!»

Советский архитектор Юрий Лебедев за работой в лаборатории архитектурной бионики в Москве. Модель Турбосомы
Советский архитектор Юрий Лебедев за работой в лаборатории архитектурной бионики в Москве. Модель Турбосомы

По сложившейся традиции приношу слова благодарности Татьяне за активную работу, интерес к проблемам современной архитектуры и не только. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.