Categories:

Липецк как промежуточное звено между Москвой и Ахтубинском

Липецк с высоты
Липецк с высоты

Двадцать лет назад вместе с моими родителями мы переехали на постоянное место жительства в Липецк. Детство я провёл в Ахтубинске — авиационной столице России, не побоюсь такого громкого выражения. 

Но что Липецк? Тогда в 2001 году после распада СССР он смотрелся каким-то островком благоденствия. Его отмечали, как жемчужину Черноземья. Это был такой очень симпатичный для начала века городок рядом с миллионным Воронежем. Начало века! Как быстротечно время. Кто помнит термин «миллениум»? Так это тогда называлось. 

Летело время. Всё очень быстро менялось. Переезд из Ахтубинска в Липецк стал для нас рывком в другое измерение. Дело в том, что Ахтубинск никто не рассматривал как место постоянного жительства. Армия направляла на службу туда лучших выпускников училищ, после окончания которой военнослужащие со своими семьями уезжали на малую родину, реже в крупные республиканские города. Почти никому не удавалось переехать в Москву, только тем, кто там родился. По существовавшему закону военнослужащим предоставлялось жильё в личное пользование, на которое они могли рассчитывать после увольнения в запас. Ждали квартиру и мы,  были в очереди на получение в ближайшем Волгограде. 

Однако случилось неожиданное. В 2000 году наш государственный летно-испытательный авиацентр в годовщину 80-летия со дня образования посетило командование вооруженных сил. В качестве «подарка» были предоставлены 15 квартир для военнослужащих в Костроме и 15 в Липецке. Такие были времена. Квартиры эти государство предоставить было обязано в любом случае. Но в очереди семьи находились годами, проживая на каких-то съёмных углах. Можно сказать, что после распада СССР жилищное строительство в армии прекратилось на долгие годы. Нам повезло. В 1991 году как раз перед распадом мы въехали в двушку на тогдашней улице Волгоградской (ныне Сталинградская). Дом был построен силами стройбата в 1980 году в самом центра Ахтубинска. Отличался высотой потоков и наличием паркета. Девять этажей, силикатный кирпич. Планировки были очень удачными (кухня не соседствовала с санитарным узлом, а лоджия была 6 квадратных метров). И вот, чтобы как-то смягчить проблему отсутствия жилья в армии, руководство приняло решение сделать такой «сюрприз». Для этого оно достроило один из ранее незаконченных домов в посёлке тракторостроителей города Липецка, где так же базируется военный авиационный центр. В этот дом мы и въехали в 2001 году. По площади новая квартира оказалась меньше предыдущей. Неудачная планировка. Крохотная лоджия. Линолеум вместо паркета. Восьмой этаж. Но для нас это было настоящее чудо. Мы устали от быта военного городка. Аскетический дух которого не предполагал какое-то культурное развитие талантов. Только служба и всё самое необходимое для неё. Филиал МАИ в качестве единственного высшего учебного заведения. Для многих Ахтубинск стал последним пристанищем и местом крушения надежд. Союз распался, и переехать в республиканские столицы уже не представлялось никакой возможности. Не велось строительство. Подведомственных квартир на всех не хватало. 

Нам удалось уехать из Ахтубинска, так как на нашу квартиру положил взгляд один из лётчиков авиацентра с семьёй. Им очень хотелось иметь свой собственный угол. Надо было служить и жить. Хорошо помню тот день, когда его супруга вместе с подругой пришла к нам на осмотр квартиры. У нас, что интересно, окна выходили на южную сторону. Пекло, конечно, страшное летом. Сквозного проветривания не было. Но в тоже время немного была видна река Ахтуба в виде синей полосы на горизонте. Я об этом, конечно, сказал гостям. Как они обрадовались! «Что вы говорит? Река видна?» И ушли довольные.

Так мы оказались в Липецке в новой квартире. 

К сожалению, сегодня я не могу отпустить в адрес Липецка высоких комплиментов. За все последние два десятилетия город сильно отстал в своём развитии. Кто может из молодёжи, уезжают в обе столицы, но преимущественно в Москву. Работы в городе для высококвалифицированных кадров нет. 

Что касается учебы, то единственный технический вуз на всю область сильно устарел и также нуждается в модернизации и обновлении. Хотя собственно для чего это нужно? Закрыты почти все крупные производства. При них концентрировались инженеры во многих отраслях промышленности. Но что теперь? Действует по-прежнему Новолипецкий металлургический комбинат. Развивается сфера услуг. Очень нужны экономике «синие воротнички», рабочие. 

Ахтубинск. Центр города. Слева видны девятиэтажки по улице Сталинградской, где я прожил с родителями десять лет с 1991 по 2001 гг.
Ахтубинск. Центр города. Слева видны девятиэтажки по улице Сталинградской, где я прожил с родителями десять лет с 1991 по 2001 гг.

Я хотел стать архитектором. В 2001 году поступил на кафедру «Архитектура» ЛГТУ. Работал там позднее. Конечно, архитектором я стал, даже защитил кандидатскую диссертацию по архитектуре. А в 2020 году принят доцентом на кафедру «Архитектура» НИУ МГСУ. Всё это дал мне Липецк. Хотя, наверно, если бы не распад СССР в Москве я мог оказаться намного раньше. Отец уверенно двигался по карьере. Часто летал в столицу в командировки. Но случился коллапс девяностых. Наиболее шустрые из его сослуживцев рванули в Москву и другие большие города сразу в начале 1990-х гг. У нас не было таких ресурсов. Поэтому Ахтубинск — до 2001 г., Липецк — ещё 19 лет. 

Сейчас живу в Москве.  

Мое новое место жительства. Москва. Район Ярославский
Мое новое место жительства. Москва. Район Ярославский

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.