Эволюция парадигмы трудовых отношений в условиях строительства экономических зон России и Китая

Система трудовых отношений в России в XX веке претерпела значительные изменения. Во многом это связано с переменами в социальном и экономическом строе страны, произошедшими после революции 1917-го года.
Частная инициатива - основа любой производственной деятельности. Однако при социалистическом строе она перестала существовать.
Как показывает общественное развитие, труд человека, основанный на личной заинтересованности в его результатах, является наиболее эффективным.
В годы советской власти трудовые обязанности граждан были закреплены на законодательном уровне, причём под «общественно полезным» понимался лишь труд, санкционированный государством [1]. Тунеядство строго каралось в соответствии со статьёй 209 УК РСФСР.
Каждый трудоспособный человек, проживающий на территории СССР, обязан был, как минимум, легализовать свою трудовую деятельность в какой-либо сфере. При этом негласно признавалось выполнение работы на дому или в составе трудовых бригад.
Добровольно-принудительный труд не рождал у работников предприятий чувства долга и ответственности, что приводило к воровству на производстве. Рабочие зачастую руководствовались принципом «государственное - значит ничьё». В масштабах страны данная проблема проявилась в некачественной сборке изделий, поломке оборудования и несоблюдении техники безопасности на производстве.
К указанным проблемам можно добавить низкую заработную плату и условия труда, не соответствующие требованиям безопасности и комфорта.
Всё это, в конечном счете, привело к значительному оттоку трудоспособного населения из производственного сектора экономики в 90-е годы, когда был снят запрет на частное предпринимательство.
Несмотря на то, что свободный рынок в России развивается уже более 20 лет, мы по-прежнему сталкиваемся с примерами трудовых отношений, построенными по принципу «дом - работа - дом». Это вынуждает людей разделять день на «до» и «после трудовой деятельности».
В противоположность вышесказанному можно добавить, что труд в форме малого и среднего предпринимательства позволяет не только выбирать удобный режим работы, но корректировать производственный процесс с максимальным экономическим эффектом.
В рамках диссертационного исследования, проводимого на кафедре «Проектирование зданий» МГСУ аспиранты и студенты, изучая опыт строительства и эксплуатации свободных экономических зон (СЭЗ) промышленно-производственного типа (ППТ), занимаются поисками новых форм организации трудового процесса на предприятиях путём разработки архитектурно-планировочных решений объектов их инфраструктуры, которые должны соответствовать современным требованиям (рис. 1).
Создание свободных экономических зон в России в настоящее время сталкивается с определёнными сложностями. Одна из основных причин, на наш взгляд - это непонимание важности социально-культурной составляющей трудовых отношений на производстве.
Создается уникальная ситуация: зоны, имеющие своей целью привлечь иностранных инвесторов, новые технологии и формы производства, данную задачу не выполняют. Более того, по своей сути - это анклавы на территории муниципальных образований РФ. Они закрыты как для жителей прилегающих к ним районов (система блокпостов, пункты контроля доступа и т.д.), так и всей страны в целом.
Попытки же разместить на территории СЭЗ малоприятные в глазах обывателя производства (стекольный, шинный и другие заводы) вызывают недовольство со стороны местного населения.
Необходимо отметить, что, несмотря на значительные государственные инвестиции в сферу строительства инфраструктуры СЭЗ (более 50 млрд. рублей) [2] желаемый эффект от их создания в отличие, например, от КНР, занимающей сегодня лидирующие позиции в общем объёме мировом производства промышленных товаров и услуг (рис. 2), не достигнут.
В чём же причина?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к мировой практике, как в XX веке менялись архитектурно-планировочные решения зданий согласно царившим в социуме представлениям о трудовых взаимоотношениях (рис. 3).
Можно выделить несколько этапов развития.
На первом этапе с начала XX века и до середины 50-х гг. признавалась полноправная власть владельцев компаний, для которых в зданиях проектировались роскошные апартаменты. Служащие обычно размещались в больших залах, а вся мебель и оборудование жестко прикреплялась к полу, что указывало на уровень в социальной иерархии каждого сотрудника (Ларкин Билдинг архитектора Ф.Л. Райта).
Второй этап охватывает период со времён окончания Второй мировой войны до энергетического кризиса 1973 года, когда были сделаны первые попытки поиска новых вариантов объёмно-планировочных решений в результате развития демократических настроений в обществе. Наиболее яркий пример - здание страховой компании Сентрал Бехер, построенное по проекту голландского архитектора Германа Герцбергера. Впервые служащим было разрешено самим красить и украшать стены, приглашать на обед семьи и даже приводить на работу домашних животных. Пространственное разнообразие внутренних помещений обеспечивалось созданием ряда различных функциональных зон, нескольких входов и отдаленностью рабочих мест одно от другого, что должно было способствовать созданию чувства сопричастности к жизни компании, однако такие решения не стали типичными [5].

На современном этапе большое развитие получили принципы устойчивости [6], основой которых является эгалитарность - признание равноправия между всеми членами общества. Каждому участнику трудового процесса должны быть в равной степени доступны все необходимые условия для его осуществления.
Бурный рост информационных технологий обеспечил необходимую поддержку инженерам-конструкторам в работе над самыми смелыми проектами устойчивых зданий. Одним из них является «Шанхайская башня». Её высота после окончания строительства составит 632 метра. Спроектированная по всем стандартам «зелёного» строительства она олицетворяет собой вертикальный город, где между наружной оболочкой и несущими конструкциями размещаются изгибающиеся в плане сады, выполненные в традиционно китайском стиле. Здесь любой желающий найдёт для себя всё необходимое не только для работы, но и активного отдыха.
Исследуя этапы эволюции парадигмы трудовых отношений, легко прийти к выводу, что специальные экономические зоны способны на практике стать примером новых форм организации промышленного производства на территории России при условии, что в их проектные решения будут внедрены передовые тенденции в области комфортного, безопасного и энергоэффективного производства.
В отсутствие должного внимания к данной проблеме экономические зоны быстро потеряют интерес в глазах потенциальных инвесторов и общества. Вместо «творцов» здесь будут трудиться рабочие, престиж профессий которых по-прежнему будет невысоким.

Между тем, как показывает большинство исследований, в повседневной деятельности для каждого человека (чем бы он ни занимался) большое значение имеют непроизводственные аспекты. Это выражается в желании показать своё рабочее место друзьям и детям, ожидании высокой оценки своих успехов и, самое главное, стремлении к творческой самореализации - главного принципа пирамиды человеческих потребностей, приложенной американским психологом Абрахамом Маслоу (рис. 4).

Обратимся к Китайскому примеру специальных экономических зон. Сегодня наиболее динамично развивается СЭЗ в районе Пудун на окраине Шанхая (рис. 5). Ровно 20 лет назад здесь простирались до горизонта рисовые поля, а добраться можно было только на джонках, переплыв реку Хуанпу. В наше время - это один из ведущих центров мировой торговли, крупнейшая в Мире промышленная площадка, центр научных исследований и финансовое сердце Шанхая. Валовой внутренний продукт Пудуна в 2008 году составил 38,5 млрд $ [3].

В центре района - телевизионная башня «Жемчужина Востока», в глубине застройки - множество уютных жилых зданий, есть большой благоустроенный парк. Под дном Хуанпу к Пудуну ведёт линия метро. Выполнен уникальный проект скоростного общественного транспорта, благодаря которому добраться до Международного аэропорта в Пудуне стало ещё проще при помощи поезда на магнитной подушке Маглева - самого быстрого из всех наземных видов передвижения (рис. 6). Данные безрельсовые поезда способны развивать скорость до 431 км/ч [5].

Излюбленным местом отдыха горожан и туристов Шанхая сегодня является набережная Вайтань, с которой хорошо любоваться открывающимися видами Пудуна. Особенно здесь многолюдно по вечерам. Взирая на сверкающие огнями небоскрёбы, жители Китая испытывают гордость за свою страну и тем, как быстро им удалось создать всё это великолепие.
Они могут прийти сюда с детьми, подняться на самую высокую в Мире обзорную площадку, расположенную на высоте 471 метра в Шанхайском всемирном финансовом центре [4] и т.д. Во всём этом состоит уникальность данного места.
Да, сегодня в Китае до сих пор не решена проблема бедности, есть опасения по поводу чрезмерного разрастания промышленных зон в ущерб землям сельскохозяйственного назначения, однако в развитии производственных отношений сделано многое!
Население Китая понимает, что всё это создано в первую очередь для их удобства и комфорта.
Опыт китайских коллег по созданию и эксплуатации СЭЗ поможет нам решить многие накопившиеся проблемы.
В заключение, хочется отметить, что практика создания в России СЭЗ промышленно-производственного типа имеет положительные результаты. Накопленный практический опыт реализации данных проектов в Липецкой области, республике Татарстан и других регионах позволит скорректировать направление развития СЭЗ в России методами научного обоснования принимаемых решений и в, целом, окажет положительное воздействие на систему трудовых отношений в обществе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тунеядство (дата обращения: 23.03.2012)
2. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ОАО_ОЭЗ (дата обращения: 23.03.2012)
3. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Пудун_(район) (дата обращения: 23.03.2012)
4. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шанхайский_всемирный_финансовый_центр (дата обращения: 23.03.2012)
5. Гоулд Б. Проектирование современных зданий управления [Текст] : пер. с англ. / Б.П. Гоулд. - М. : Стройиздат, 1987. - 192 с.: ил.
6. Устойчивая архитектура: настоящее и будущее [Текст] тезисы докладов международного симпозиума, 17 -18 ноября 2011 г. - М. : МАРХИ, группа КНАУФ СНГ, 2011. - 256 с.