Липецкгражданпроект прощается со своим директором

Ксения Евгеньевна Родяшина уходит с поста генерального директора проектного института «Липецкгражданпроект». Её полномочия закачиваются 12 марта.
Мы познакомились с ней весной 2019 года, когда она молодая, преисполненная надежд, была назначена на столь высокий пост. В этом кресле до неё сидели разные люди. Именем Хорошавина — одного из них даже названа улица в Липецке. Потом была «тэбэ» или «мама» — Татьяна Борисовна Нечаева. Ксения продержалась на этом посту меньше всех. При всей очевидности несоответствия занимаемой должности искренне верила, что делает добро и ведёт старейшую проектную организацию области в светлое будущее. Но не сложилось. Я переживал за неё и за себя. В историю Гражданпроекта целиком вписана моя архитектурная молодость. Здесь я начинал работать в 2006 году, когда был ещё студентом, с позиции техника-архитектора. Благодаря материалам по особым экономическим зонам защитил кандидатскую диссертацию. И после ухода в науку в 2010 всегда верил, что смогу вернуться, когда наступят лучшие времена. Гражданпроект колбасило. И продолжается это уже более десяти лет (Когда опустел твой дом: archkosta.net — ЖЖ). Мы конкретно забыли 2008 год. Ничего не предвещало беды. Проектный институт находился на гребне успеха. Много работы, интересных проектов, а далее началось. Сначала война 08.08.08, потом — обвал рубля. Возникли задержки зарплат. Но об этом я писал и раньше. И сейчас моё мнение не изменилось. Гражданпроект слишком стар для новых изменений. Что хорошо для института, плохо для бизнеса. В нестандартных условиях быстро меняющихся экономических реалий он покатился, как шарик, не цепляясь ни за что. И один за другим стали уходить остатки былой роскоши — ведущие архитекторы и конструкторы, строившие Липецк десятилетиями. То есть те, у кого мы — молодежь могли учиться. Вставать на ноги проектного процесса. Сегодня в сфере архитектурного бизнеса выживают только маленькие, но очень мотивированные игроки. Крупному советскому институту делать в этой парадигме просто нечего. Нужно платить зарплаты стабильно, а не по случаю, коммуналку, а она для такого учреждения огромная, за охрану, за все те липовые должности пристроившихся на груди друзей детства и родственников администрации. То есть за всё, что в маленькой архитектурной мастерской решается как-то по-другому. Белые зарплаты опять же. Гражданпроект честно пытался «вписаться в рынок».

Но без крупных контрактов и государственной поддержки вытащить такую организацию вряд ли возможно. Вся надежда была на них — молодых. С помпой окончивших программу «Дом РФ» и точно знающих, как нас всех спасать. Но и у них не получилось. Этот молодой «десант», прибывший на липецкую землю сразу после ухода О.П. Королёва с поста губернатора, принципиально не привнёс ничего нового. Так как главная проблема региона — это не нехватка архитектурных кадров. Они есть и к тому же самого высокого уровня в стране. Регион — промышленный гигант прошлого «не вписался» в рынок вместе со своими наполовину оборонными предприятиями, корифеями советской индустриализации. Всё это богатство, наследие требует проведения ревизии и методического осмысления дальнейшего приспособления под современные нужды, но делать это должны не девочки из «Дом РФ». Нет концепции развития области, стратегического видения её дальнейшей судьбы в составе России. Такое впечатление, что она сама по себе. Что за её границами неизвестность и бескрайнее поле. А без этой стратегии нет будущего у крупных промышленных, проектных организаций, образовательных учреждений, всего того, что составляет интеллектуальную мощь страны. Не будет науки как формы рефлексии. Всё фрагментарно, болтается, как овощи в супе. Неясна связь одного с другим. Значение этих самых институтов, их роль в дальнейшем развитии.
Поэтому мне Ксению Евгеньевну искренне жаль, что попытка реанимировать проектный мозг области закончилась ничем. Что она не смогла изменить ситуацию. Так как любому здравомыслящему человеку понятно, что все эти усилия изначально были обречены на провал.