Categories:

Шёл к счастью больше двадцати лет

В детские годы в 1990-е мне довелось посещать «художку» — детскую художественную школу №4 в городе Ахтубинске имени Петра Ивановича Котова. Этот живописец навсегда прославил место своего рождения — слободу Владимировку (так тогда назывался современный Ахтубинск). Школа располагалась в маленьком особнячке, который был построен, очевидно, в конце XIX века. Первый этаж выполнен из камня. Второй — деревянный. На стенах школы много работ Петра Ивановича. Занятия проходили два раза в неделю. И это не было для меня обязаловкой, как это иногда бывает. У ребёнка нет желания посещать учреждение, но родители его упорно заставляют, чтобы было какое-то занятие. Поступил в школу в 1993 году на подготовительное отделение. Нулевой класс. Всего их было четыре. Преподаватели были замечательными людьми. Каким образом далёкий от столиц Ахтубинск, оказался так богат талантами, представить не могу. Но на всю мою жизнь в душе остался глубокий след от всего, что мне довелось пережить и видеть в стенах родной «художки».

Здание детской художественной школы в г. Ахтубинске
Здание детской художественной школы в г. Ахтубинске

Руководителем нашего класса была Людмила Григорьевна — жена генерала-лейтенанта Валерия Серафимовича Картавенко — начальника Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны имени В.П. Чкалова (1996-1999). Генеральская чета жила через стенку от нас. За ними была закреплена чёрная Волга Газ-3102 с водителем. И иногда  Людмила Григорьевна подвозила меня до нашего дома.

К моменту окончания ДХШ в 1998 году мне исполнилось 14 лет. Предстояло сделать непростой выбор будущей профессии. Было очевидно, что я хочу стать художником. Но, как существовать на заработанные от продажи картин деньги, я, конечно, не представлял. И стал готовиться к поступлению в военное училище. Мог продолжить путь отца-офицера, а живопись оставить как хобби. Но против этого была Людмила Григорьевна, которая видела меня архитектором, переживала за мою судьбу. Она была очень образованная женщина, художник. Во время предвыборной компании Ельцина в 1996 году лично познакомилась с его супругой Наиной Иосифовной. В 1997 году путешествовала в Париж. Очень хорошо помню наш разговор, когда она сказала мне перед своим отъездом из Ахтубинска, что дизайнером я могу стать, выучившись на архитектора, а наоборот — нет. Они уехали с мужем в подмосковное Щёлково, где прожили вместе ещё 12 лет. В 2012 году Валерия Серафимовича не стало. На юго-восточной окраине города расположен один из крупнейших военных аэродромов России Чкаловский.

Фото со своей первой работой "Вход в парк". Антон Коста — студент второго курса ЛГТУ, 19 лет
Фото со своей первой работой "Вход в парк". Антон Коста — студент второго курса ЛГТУ, 19 лет

Но путь в профессию для меня не был простым. В 2001 году поступил на кафедру архитектуры Липецкого государственного технического университета, где только-только начали готовить инженеров-архитекторов.
Это не были архитекторы в привычном понимании слова. Ставка делалась на технические специальности. Срок обучения был увеличен до 5,5 лет против 5 у ПГС. Последний год отводился на диплом. И никто в Липецке в общем-то точно не знал, как преподавать архитектуру. Руководитель кафедры Александр Иванович Скляднев — доктор технических наук, профессор, человек очень эрудированный, но далёкий от архитектуры. Других кандидатов, видимо, на эту должность не нашлось. Мы же не ведали всех подводных течений и смело поступили в ЛГТУ. Но что нас ждало? К счастью, 2000-е годы были временем «золотого дождя» из нефтедолларов, который щедро пролился на страну. Вплоть до 2008 года в России наблюдался уверенный экономический рост. За это время я не только окончил ЛГТУ, но и поступил в аспирантуру. Смог сделать небольшую карьеру. Одновременно с этим мне удалось сблизиться с Алевтиной Евгеньевной Балакиной — заведующим кафедрой проектирования зданий Московского государственного строительного университета, которая в 2005 году присутствовала в качестве председателя государственной экзаменационной комиссии на первом выпуске инженеров-архитекторов ЛГТУ. Я запомнил её. Мне очень хотелось работать в Москве. В Липецке архитектура и была, но очень ещё слабая. Пока учился в аспирантуре ЛГТУ, успел немного попроектировать и построить. Подготовил материал по особым экономическим зонам Липецкой области. Но когда грянул кризис в 2008 году, решил после некоторых раздумий срочно заканчивать аспирантуру, чтобы можно было переехать в столицу и работать по специальности, а не жить от получки до получки, как это было в Липецкграждапроекте  с задержкой зарплат и скромным в 12000 рублей окладом. Я ушёл. Перепоступил в аспирантуру МГСУ в 2011 году. На подготовку диссертации ушло ещё 5 лет. Защитил её в 2016 и снова начал работать в ЛГТУ, но на кафедре строительного материаловедения и дорожных технологий. На кафедру архитектуры ЛГТУ меня не взяли, предложив скромные 0,25 ставки доцента, а денег на переезд в Москву не было. Проработав четыре года на СМиДТ, я ушёл-таки из ЛГТУ в МГСУ на кафедру архитектуры. 

Сейчас я понимаю, что всё это время я хотел вернуться снова в свою родную «художку», которую так любил в детстве. Для меня нет ничего лучше, чем брать в руки карандаш и рисовать, сочинять композиции, формы. Профессия архитектора даёт такую возможность, но путь в неё очень долгий. Ведь в первую очередь нужно научиться обеспечивать самого себя. Быть независимым финансово. Крепко стоять на ногах, чтобы не быть бедным художником. Преподаватель кафедры архитектуры — это как раз то, что мне нужно. Сейчас, когда я прихожу на занятия и рисую со студентами клаузуры, то получаю огромное удовольствие от процесса, мысленно возвращаясь в те прекрасные дни моей юности, когда на занятиях в художественной школе мы часами рисовали постановки, создавали свой собственный мир творчества. 


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.