"Студенты не ходят на занятия"

Иногда от преподавателей доводится слышать, что студенты плохо посещают занятия. Давайте разбираться.
Смотрите, когда-то мы все были или студентами, или где-то чему-то учились. Мы ходили на занятия или не ходили на них. Сильно ли это повлияло на наши судьбы? Помогло ли нам достичь желаемых результатов? Добились ли того, чего хотели? И чего мы хотели на самом деле?
Современная модель образования весьма сильно отличается от той, которая существовала каких-то ещё пару десятилетий назад. Я ещё застал те времена, когда для получения необходимых знаний нужно было идти в библиотеку, выстаивать там в очередях, ждать, когда принесут новую книгу. Хранилища знаний напоминали собой заводы, где по конвейеру поступали брошюры, журналы, методические пособия. И чтобы их получить требовалось физическое присутствие абонента. Нужно было ехать за тысячи километров, чтобы получить что-то интересующее. Так как не было иного способа сбора необходимой информации. Библиотеки и сегодня являются не менее значимыми институтами развития общества, но наряду с ними появилась целая отрасль цифрового обучения, которая по ряду позиций не уступает, а в чём-то и превосходит традиционную технологию «из рук в руки». Ни для кого не секрет, что университетская аудитория была чему-то вроде филиала читального зала библиотеки. Где с выданными книгами студенты работали на семинарах вместе со своими учителями. Но и книгу сегодня можно получить за пару секунд удалённо по сети, и с учителем встретиться он-лайн. Так зачем собираться в аудитории, если весь процесс обучения можно организовать дистанционно? Оказывается, что есть один, но существенный фактор, если говорить, например, об архитектуре, который влияет на посещаемость. Ради него-то студенты готовы приходить на пары и там работать. Что же это? Когда речь идёт о материализации процесса, которую нельзя организовать на удалёнке, живое общение в аудитории-лаборатории остаётся по-прежнему незаменимым инструментом в становлении личности, её одухотворении. Не будем углубляться в детали, но несомненно, что студент приходит на занятия уже не за знаниями или не только за ними. В век всеобщей цифровизации особенно ценным становится то, что можно потрогать, ощутить в непосредственном контакте, а не иначе. Как бы мы не писали, не говорили о прекрасной еде, обедать мы всё-также, как и тысячу лет назад, сядем за стол и выпьем стакан настоящего, а не виртуально кефира. Со знаниями происходит аналогичная картина. «Твёрдые» навыки можно получить только общаясь очно с преподавателям, который ими хорошо овладел непосредственно на практике. Как работать с материалом, с инструментами, как правильно организовать своё рабочее пространство, удобное для выполнения задач? И сколько бы мы не писали и не говорили о пользе лечения зубов, например, прийти к врачу в кабинет за помощью нам всё-таки придётся. Вот здесь и происходит контакт с настоящей реальностью, в которой мы существуем несмотря на окружающую нас виртуальность. Созданию такой реальности и служит любая аудитория-лаборатория, где студент может отработать навыки вместе с педагогом.

На занятиях мы часто используем для работы бумагу, маркеры, циркули, карандаши, линейки. Много рисуем и собираем макеты. Создаём масштабные модели будущих сооружений. Что, безусловно, стимулирует у обучающихся интерес к профессии. Кроме этого Есть ещё один важный фактор. В группе каждый студент работает не по отдельности сам, а находится в постоянном контакте с другими ребятами, что вряд ли возможно при работе один на один с учителем или в виртуальном пространстве. Есть некий фон общих размышлений, присутствует атмосфера творческого процесса, в которой витают идеи, нужно их только от туда вовремя извлекать и воплощать в жизнь. Как и любая командная игра, она захватывает всех присутствующих, помогает удерживать внимание, создаёт ощущение сопричастности к общему делу.
Перечислять факторы, побуждающие студента потратить своё время и прийти в аудиторию, можно и дальше. На самом деле их много. Присутствие на паре студента не может и не должно являться самоцелью. Не ради физической заполняемости аудиторий должны они приходить. Привлекательным может быть сам процесс нахождения внутри университета через получение уникальных навыков, чувство сопричастности к общему делу, умело организованный процесс широкого развития молодого поколения, рождённого в цифровую эпоху. Только тогда университеты не рискуют превратиться в мёртвые скелеты доисторических животных, выброшенные на широкие берега Digital-современности.