Categories:

В связи с назначением на должность главного архитектора города Липецка Михаила Бушина

А.А. Коста, Н.А. Дмитриева, М.В. Бушин. 2005 г.
А.А. Коста, Н.А. Дмитриева, М.В. Бушин. 2005 г.

В связи с назначением на должность главного архитектора города Липецка Михаила Бушина и тем, что при его упоминании в средствах массовой информации снова замелькала моя фамилия, считаю своим долгом сделать по этому поводу небольшое пояснение. С Михаилом мы познакомились ровно 15 лет назад, когда администрация Липецкой области проводила конкурс на застройку Липецкого Городища. Там предлагалось возвести культурный центр с научной библиотекой. Поскольку мы были студентами, наш преподаватель и архитектор Дмитриева Наталья Алексеевна подсказала тогда участвовать в конкурсе. Оценив масштабы бедствия, объём, который предстояло выполнить и сроки, которые задавались, сначала отклонил данное предложение, но Наталья Алексеевна была настойчива. Она познакомила нас с Михаилом. Хотя мы учились с разницей в один год в ЛГТУ, но не были знакомы. Миша работал в проектной организации «Пенаты» архитектором. Но, поскольку у него не было опыта работы по профессии, периодически он обращался за помощью к Наталье Алексеевне за советом. Видимо, в одной из таких встреч, учитывая, что проводится конкурс, она посоветовала Мише поучаствовать в нём и пригласить меня для совместной работы. Участвовать в конкурсе вдвоём было легче, чем одному, а конкурировать предстояло с проектными мастерскими, имеющими за плечами богатый багаж наработанных проектов. Наталья Алексеевна не только познакомила нас с Михаилом, но и активно участвовала в обсуждении идеи нашего проекта «Спираль жизни». Кстати, название «Спираль жизни» было предложено мной. В эти годы меня сильно привлекала архитектурная бионика и возможности формообразования по аналогии с природными объектами. «Спираль жизни» - так называется маленькая книжка, написанная Юрием Лебедевым по данной теме. Спираль, как известно, является основополагающей формой всего живого. По спирали растут галактики, цветы, и даже стадо диких животных разбегается, в случае опасности, во все стороны по спирали. Мы сотрудничали в течение всего периода подготовки к конкурсу, который состоялся осенью 2005 года. Неожиданно для себя заняли первое место. Было много поздравительных речей, нашу работу отметил тогда президент Союза Архитекторов России Юрий Гнедовский. Возможно, что поднявшаяся в СМИ шумиха и бывала целью всего это мероприятия, так как городище к тому времени активно застраивалось частными домами и не большими гостиницами, что разрушало вид памятника, имевшего охранный статус. Конкурс привлёк внимание к проблеме Городища. И оно ещё очень долго оставалось недостроенным. Теперь, как мы знаем, там благоустроенная зона. Её могло и не быть, так как предложения по застройке Городища выдвигались постоянно. Наш проект, признанный на конкурсе лучшим, был весомым аргументом, который давал понять, что строить на Городище можно только культурный центр, а не торгово-развлекательный, как принято сейчас. Но из-за высокой стоимости проекта его не удалось реализовать. Он так и остался на бумаге. Мне кажется, хорошо, что так получилось. Кто знает, какие ещё памятники древности скрыты на территории Городища под слоем земли. Любое строительство может нанести урон сохранности данных объектов, которые ещё предстоит внимательно исследовать. Об этом стоит помнить всем, кто так или иначе планирует работать на Городище в качестве архитектора или строителя. Городище является историческим памятником, с которого началось развитие города Липецка, Если взглянуть на топографический план данного места, по форме оно напоминает закрученную спираль. Поэтому здание в виде спирали так легко вписалось в природное окружение. Но на этом всё. С Михаилом больше мы не работали. Наши пути разошлись. Стать хорошим архитектором можно, получив хорошую школу, а получить её можно и тогда, и сейчас, занимаясь практикой. Лучшей проектной школой этого времени был «Липецкгражданпроект», куда Антон Коста пошел работать после ВУЗа, а Михаил безуспешно пытался меня сагитировать на работу в «Пенатах». Меня не привлекала такая работа. Масштаб проектного института был гораздо интереснее. Какие здания и сооружения построены Михаилом Бушиным в городе Липецке, мне неизвестно. Единственное, что приходит на ум - это реконструкция улицы Зегеля, но здесь мне бы хотелось сказать тоже несколько слов. Изначально улица возведена была, кто помнит, в стиле сталинского ампира. Накладные детали из вентфасада, разрозненные, разноцветные поверхности, приведённые в отделке этих зданий, сейчас визуально разрушают, измельчают масштаб улицы. Даже удешевляют её облик. Направление улицы указывает на классический собор и площадь, также решенную в стиле сталинского ампира со зданием областной администрации. Изъятие из этой цепочки части улицы на отрезке от площади Плеханова до площади Героев разрушает общую картину восприятия данного пространства. На таких ответственных участках, как улица Зегеля, если и стоит применять какие-то материалы, то только дорогостоящие, высококачественные, обладающие повышенной долговечностью и износостойкостью. К сожалению, Михаил не учёл этого и вполне сносно выглядящие дома постройки середины прошлого века превратил своей аляпистой декорацией в игрушечные домишки. Скрыл их простую и логичную красоту. Надеюсь, что такие казусы в архитектуре города Липецка повторяться больше не будут.

Улица Зегеля. Липецк. Отделка фасадов - Михаил Бушин
Улица Зегеля. Липецк. Отделка фасадов - Михаил Бушин


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.