Categories:

Время турбулентности. Большое интервью "Липецкому строителю"

Антон Коста: «Всё, что сейчас происходит после 2009 года в мировом масштабе, это не кризис – это переход на новый уклад»
Антон Коста: «Всё, что сейчас происходит после 2009 года в мировом масштабе, это не кризис – это переход на новый уклад»

Спираль жизни. Какая волна накроет строителей в этот раз?

Имя Антона Косты стало известно липецкому архитектурному сообществу в 2005 году, когда в Липецке прошёл открытый конкурс архитектурных проектов застройки Липецкого городища. Победителями конкурса объявили студентов ЛГТУ Антона Косту и Михаила Бушина, представивших проект культурно-развлекательного комплекса с библиотекой – «Спираль жизни». 

Сегодня Михаил Бушин – главный архитектор города Липецка. А как раскручивается жизненная спираль второго автора проекта? «ЛС» отправился на поиски бывшего студента и обнаружил его в альма-матер – Липецком государственном техническом университете, где кандидат архитектуры Антон Коста работает в должности доцента кафедры строительного материаловедения и дорожных технологий. 

Время отращивать крылья 

– Да, этот проект дал нам путёвку в жизнь, – вспоминает Антон Андреевич. 

– Это было начало 2000-х, Городище стихийно застраивалось. Увы, оно потеряно безвозвратно, а ведь его судьба могла сложиться иначе. Оно могло стать началом какого-то променада, запустить развитие Каменного Лога... Созданное КБ «Стрелка» пешеходное пространство – это более или менее компромиссный вариант. Но в том, что удалось защитить от застройки хотя бы маленький кусочек, великая заслуга Бируты Павловны Канцане, которая привлекла общественное внимание к проблеме Городища, объявив этот конкурс. 

Во время работы над «Спиралью» Антон Коста учился на 4-м курсе. На следующий год, ещё не окончив университет, он пошёл работать в «Липецкгражданпроект». 

– Я всегда был нацелен на серьёзные вещи, – объясняет архитектор. – Я начинал в «Гражданпроекте» с самых низов – техником, в течение года совмещал работу и учёбу. Благодаря этому я получил хорошую возможность расти, развиваться. Ведь нашим учителем был Мирон Владимирович Мордухович, рядом работали другие талантливые архитекторы: Женя Попов, Дима Вележанин, Майя Баток – всех не перечислишь. Это люди, которые строили, делали, учили нас. Это была та среда, которая позволяла учиться, практика, которая позволяла себя почувствовать, окрылиться. Пройти путь целиком. Вот главный инженер проекта пишет задание, оно кладётся на стол начальника отдела, начальник отдела отписывает его тому архитектору, который сейчас свободен, и тот начинает работать. И весь этот процесс до того момента, когда перерезается ленточка, можно было пройти молодым, начинающим в «Гражданпроекте».

– А какие объекты были у Вас? 

– У меня была библиотека ЕГУ. Первый пусковой комплекс делал Женя Попов, потом проект перешёл по наследству мне, я, используя его наработки, детали, активы, делал в этом стиле второй корпус в составе нашей группы под руководством Виктора Кимовича Рекиса. Потом манеж – у нас же манеж снесли, который простоял всего 20 лет. Такой город без легкоатлетического манежа – нонсенс! Опять же, компромиссный вариант – манеж, который действует сейчас на Космонавтов. Это тоже наша группа, я соавтор этого проекта. Он получил, кстати, первое место в Москве за идею среди проектов спортивно-функционального назначения. Действительно, жизнь была яркая, интересная. День и ночь была работа, мы не вылезали оттуда.

Время турбулентности

– А сейчас нет такого ощущения, что строительная отрасль как-то схлопывается? 

– Если говорить глобально, то всё, что сейчас происходит после 2009 года в мировом масштабе, это не кризис – это переход на новый уклад. Шестой технологический уклад, или четвёртая промышленная революция, – слышали, наверное, что есть такие термины. Переход на цифру. То есть вся мировая экономика развивается циклично, она то вниз, то вверх, то вниз, то вверх – те самые волны Кондратьева. Сейчас набирает высоту волна цифровизации, кто сумеет встроиться в эту новую волну, тот на ближайшие 20-30 лет будет задавать тон в мировой экономике. И, следовательно, в строительстве, архитектуре – здесь всё связано, они не вне глобального контекста. Мы тоже пытаемся, хотим, всячески перестраиваемся. 

– Желательно бы этот процесс возглавить, а не впрыгивать в последний вагон... 

– Я думаю, что это хорошо понимает и руководство нашей страны. Мы не в последнем вагоне, к счастью, у нас всё хорошо. Но надо быть внимательнее к IT-сфере, информационным технологиями, всяким новым биомедицинским вещам – они растут. Это развивающиеся, инновационные предприятия, они сейчас являются драйверами, у них очень большие перспективы. А наше строительство – оно тоже просто преобразится во что-то новое. Мы должны пройти сейчас эту турбулентность. Когда она закончится? Я не знаю. И потом будет новый какое-то время опять нормальное существование всех нас: строителей, архитекторов, кого угодно. Сейчас пока вот так. У человечества есть период, когда оно воюет, потом успокаивается. 

– Строит, потом всё это разрушает... 

– Да, это волнообразные процессы. Если говорить о спирали жизни – это опять спираль. Всё это было уже! Если вспомнить начало XX века, какие потрясения, какие преобразования экономической, социальной жизни – всего! Архитектура изменилась полностью, строительство поменялось, то есть другое всё: подходы, технологии, методы.

Время делиться и уступать 

– А когда Вы решили, что Вы уже будете не проектировать, а учить этому других? – Вообще я ни одного дня в жизни не думал, что буду учить архитектуре, – у меня даже целей таких не было. Как это получилось, не знаю. Меня эта работа увлекла. Когда ещё в «Гражданпроекте» работал, я заметил, что как-то благостно, как отдых в перерывах между всеми эти проблемами, проектированием, какими-то очень серьёзными, очень сложными процессами – вдруг пообщаться со студентами, поговорить, поделиться с ними опытом. Им было интересно, нам интересно, мы были тогда совсем молодыми, 2008 год, когда я начал работать в этой сфере. Ну и второе – было очень сильное желание развиваться. Можно стать очень хорошим проектировщиком, архитектором, но что дальше? Хотелось как-то расти. И, если ты освоил какой-то участок, то следующий закономерный шаг – это научная работа, наставничество. Сейчас настолько быстро всё развивается, что это очень честная позиция по отношению к самому себе – передавать опыт, делиться. Мне кажется, к каждому профессионалу приходит тот момент, когда он осознаёт, что надо бы уступить что-то молодым. Это тоже спираль жизни. 

Время брать на себя ответственность 

Андрей Сербенюк: «Мы сами освоили AutoCAD и организовали курсы для студентов»
Андрей Сербенюк: «Мы сами освоили AutoCAD и организовали курсы для студентов»

На встречу с «ЛС» Антон Коста пришёл не один – с выпускником строительного факультета ЛГТУ Андреем Сербенюком. Три недели назад Андрей получил диплом. Тем более интересно было узнать его мнение о качестве профессиональной подготовки. А то часто бывает, что людей вроде много, а начинаешь искать специалистов – их нет. 

– Мне кажется, если у тебя есть диплом – ты уже специалист, – считает Андрей. 

– Но, кроме того, что ты имеешь какието профессиональные навыки, ты должен иметь определённые личностные качества. И вот с этим проблема. Люди ленивы, не хотят брать на себя ответственность. По словам Антона Косты, он обратил внимание на этого студента именно благодаря его активной жизненной позиции – когда региональные СМИ начали писать о конкурсе «Дворик мечты», в организации которого Андрей сыграл значительную роль. Андрей считает, что и этот, и все другие его проекты состоялись потому, что он не боится брать на себя ответственность. 

– Помимо учёбы, в университете я занимался ещё профсоюзной деятельностью. У нас была команда единомышленников – три друга, причём все из одной группы. Увидели слабые места профсоюзной студенческой организации и поняли, что можно сделать, чтобы её усилить. Мы просто делали работу, которую считали необходимым сделать. В итоге нас выбрали руководителями этой организации – председатель и два заместителя. Я был заместителем по внеучебной работе, мероприятиям. 

Основная миссия профсоюзной организации – помощь студентам в социальных, учебных и прочих проблемах. Но как помочь студентам, если они не знают, что мы можем помочь? Нужно о себе заявить. И мы проводили мероприятия разной направленности. Например, у нас в университете не обучают работе в программе AutoCAD, а это основная чертёжная программа у строителей. Мы сами её освоили и решили помочь другим. Организовали курсы, трубили об этом во всех соцсетях, набирали группы желающих, кто хочет подтянуть свои навыки или с нуля научиться работе в этой программе. За два с половиной года, что мы были у руля, численный состав профбюро нашего факультета увеличился с 11 до 40 человек. И мы стали не просто группой по интересам, мы делали полезную работу для университета, для студентов, для преподавателей. Тесно сотрудничали с деканатом. 

Время мечтать

– А что же насчёт «Дворика мечты»? 

– Идея этого мероприятия родилась ещё до моего появления в университете. Он проводился в 2014 году, потом в 2015-м его не было, – рассказывает Андрей. – В 2016-м конкурс возродили, и меня попросили помочь в организации мероприятия. Помог. И понял, как можно улучшить его организацию. Профсоюз живёт только за счёт членских взносов – это небольшая сумма. А мероприятий у нас много, и некоторые стоят дорого. Раздаточный материал, стенды, баннеры, промо и прочие вещи. Профсоюзные организации пишут заявки на разные гранты – например, от Росмолодёжи. Я написал грант, прописал цель, задачи, техническую базу, необходимое финансирование – в общем, сделал полноценный социальный проект. И выиграл грант на 150 тысяч рублей на проведение конкурса в 2017 году. Мы его успешно провели, как мне кажется, вышли на другой уровень. В прошлом году мы опять писали грант, выиграли уже почти 300 тысяч. И конкурс провели уже по-новому – конечно, идея проекта сохранилась, но была хорошая визуализация. 

Раньше проекты студентов были просто творческой работой, для их реализации нужно от 30 млн на благоустройство одного двора. Ну кто даст такие деньги? В этом году мы дали им базу малых архитектурных форм, взяли каталог в департаменте ЖКХ. Студенты видели реальные цены, и проекты были более или менее реальные – на 1,5-2 млн. 

Время искать новую философию 

Андрея можно считать продолжателем семейной династии строителей. Его отец занимается кровельными работами, а дед – инженер, подполковник ракетно-космических войск – после окончания службы открыл строительную фирму, которая занималась отоплением. Сам Андрей в течение четырёх лет учёбы каждое лето работал на стройплощадках. 

– В одно лето мы разбирали здание, которое реставрировали. Я руками всё это щупал, понимал, как это всё устроено. Следующим летом – отделка, деревянный сруб. Ещё одно лето – каменные работы, кирпичи клал. Инженер может спроектировать хорошее здание только тогда, когда знает, как оно строится. У меня небольшое представление теперь есть. 

Изучая в университете основные дисциплины, касающиеся организации работ, государственных стандартов, контроля, студент понял, что строительство – это огромная отрасль, и компаний, которые могут построить здание от начала до конца, очень мало. Как правило, строительство – это подрядная работа. 

Я наблюдал за тем, как организован труд на строительных площадках, и мне это всегда не нравилось. Очень хотелось бы что-то изменить. Вы слышали о Силиконовой долине? Там компании взаимодействуют, как живой организм. Они работают по факту на безвозмездной основе, понимая, что, чем больше они вложатся в организацию, в других людей, чем больше они себя отдадут, тем больше им вернётся. 

Именно так я работал в профсоюзной организации. Бывало, что мы до вечера оставались в университете, я домой попадал к ночи. Но мне какими-то другими путями, через другие вещи воздалось за всё это. Ну, это логично даже с точки зрения математики: если ты работаешь на себя – ты получаешь единицу чего-то. А когда ты помог одному, помог другому, помог третьему – ты уже получаешь больше. И это не меркантильные какие-то вещи, так устроен мир: ты будешь намного эффективнее, если у тебя будет сеть, паутина, которая тебя связывает с другими людьми. И очень важно в этой паутине не быть кукольником, важно содержать эти паутины в чистоте, чтобы и натяжение было правильное, и обратная отдача, то есть не пытаться высасывать из людей что-то, а, наоборот, отдавать им, а когда тебе нужна будет помощь, они помогут тебе. Я не вижу в этом ничего меркантильного – мне кажется, это нормальная жизненная позиция. 

В больших компаниях примерно так и работают. Обеды бесплатно. На рабочих местах можно поспать, обратиться за медпомощью. Ты не ходишь на работу – по факту ты там живёшь. Создаётся такая атмосфера, в которой ты можешь работать, творить, создавать новые вещи. В твоей голове может рождаться что-то, только когда у тебя есть опыт и когда ты находишься в комфортных условиях. 

– То есть меняется фактически философия строительства, философия организации жизни. 

– Да. Потому что строительные площадки – это довольно-таки грязный объект и с точки зрения гигиены, и взаимоотношений. Та же наша любимая нецензурная брань и прочее. Да и в принципе к рабочим как относятся: ты сегодня есть – завтра нет, на получи зарплату на руки и вали отсюда. Не нравится что-то – пошёл отсюда. В общем, не воспитывают людей как часть организации, а просто ими пользуются. 

Мне кажется, что и у нас в стране, и вообще в мире, закончилась вот эта гонка, цель которой – обеспечить всех и всем, чтобы у всех всё было. Сегодня у всех хоть что-то, но есть. И пора уже от накопления переходить к оптимизации отношений – именно эти меры могут привести к новому скачку уровня жизни, причём у всех людей. 

...Интересно заворачивается жизненная спираль, не правда ли?..

Материал подготовили: Татьяна Левина, Александр Учаев

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.