Чернорабочий российской науки
Начинать свой трудовой путь в профессии нужно разнорабочим. Приходить на самую скромную должность и постепенно, года за годом, совершенствуя навыки, расти.
Старт моей карьеры произошёл в стенах проектного института «Липецкгражданпроект» с позиции техника-архитектора.

Диплома у меня тогда не было об окончании высшего. Делали паспорта окраски фасадов, помогали старшим товарищам. На фото представлены двое из них.
Сейчас смотрю на себя и думаю, в каких же антиэстетических условиях мы творили, не замечая этого. Столы были старые, на них лежала бумага большого формата, чтобы «облагородить», на стенах простенькие, выцветшие обои, жуткие, невообразимые и очень неухоженные цветы, какие-то звери, как из детского сада, в качестве украшения! И всё это — главный проектный институт области! Бедность. Мне платили какие-то скромные гроши, как подаяние. Всего 3000 рублей за половину ставки. Но, отмечу, тем, кто хотел работать и зарабатывать, давали такую возможность. Был коэффициент ВТК (внетрудовой). Для желающих работа продолжалась и после окончания трудового дня, хоть до самой ночи, по выходным и праздникам. Никто не жаловался. Таких везунчиков шутя мы называли рабами и рабынями. Так зарабатывались квартиры.

Совсем недавно до всеобщего карантина побывал в этой самой комнате 509, где прошли лучшие годы. Как же всё изменилось. Как стало пусто и неуютно здесь. В 2007 году провели ремонт, были планы и надежды, но всё куда-то рухнуло в 2008, и с тех пор больше такой энергии и азарта здесь не стало. Это предприятие, как и многие производства, сильно пострадало в кризис, да так, кажется, и не оправилось от него. Сюда больше не стремятся попасть на работу лучшие умы. Коллектив сильно изменился.
Почему нужно начинать с самых низов? Это отношение к профессии, нравственность. Здесь нет и не может быть случайностей. Важно всё. Чтобы овладеть предметом в совершенстве, требуются годы труда. Быстрые карьеры после курсов сделали возможным приход в отрасль целой плеяды непрофессионалов. Их незнание предмета выгодно нечистым на руку застройщикам. Таким образом, значение архитектора всё также нивелируется в обществе. А само это понятие заменяется коммерческой выгодой. Да, сейчас экономика в крайне плачевном состоянии. Но почему архитектура приносится в жертву ради экономического роста? Архитектура — это часть культурного ландшафта страны. Кто захочет вкладывать, инвестировать в среду, где низкий уровень культуры? Какие современные производства появятся у нас? Какие новые идеи родятся, когда речь постоянно идёт о наживе? Приехавший в Липецк блогер Варламов весьма красноречива описал происходящую здесь ситуацию. Очень точно. Город пластиковых фонарей, у которого нет будущего. Потому что пластик — он не в парках, он в головах нерадивых руководителей современного Липецка.
