Обращение президента Союза архитекторов России Николай Шумакова в связи с отменой конкурса
Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков сделал заявление в связи с отменой конкурса на реновацию мавзолея Ленина.

Процитирую:
И вновь о Мавзолее. Объявляя конкурс на создание банка идей, мы никак не ожидали подобного резонанса в обществе. С точки зрения здравого смысла это не что иное, как социологический или всякий другой опрос, коих в нашем обществе множество, – только выраженный языком архитектуры. Мы предложили, не затрагивая ни личность (В.И. Ленин), ни место (Мавзолей), обсудить, как можно использовать это пространство в будущем. Именно пространство – что и делается уже не первый год на Красной площади: зимой работает каток, летом – цветочные, книжные и прочие выставки. Нам казалось совершенно нормальным собрать мнения по теме, которая давно обсуждается в обществе и возникает с определённой периодичностью последние десятилетия.
Безусловно, проводить конкурс на волне такого оголтелого и беспочвенного осуждения Союза архитекторов в кощунственных действиях по отношению к истории и личности, – шаг совершенно бессмысленный, лишённый творческого подхода и нравственного отношения к профессии, которое мы все исповедуем. В сложившихся условиях – да, единственно верное решение отказаться от этого конкурса. Но не от обсуждения темы, в которой нет ни намёка на то, в чём обвиняют организацию.
Оголтелое и беспочвенное осуждение Союза? Я правильно понял?
Конечно, все обвинения абсолютно беспочвенны, а сам Союз чист и непорочен. Ещё раз напомню, что Союз архитекторов в своей первоначальной форме возник как антитеза существовавшей массе архитектурных группировок и течений эпохи русского авангарда, похоронив под собой саму идею живой конкуренции между представителями творческих течений. Он, как и коммунистическая партия, стал единственно возможной формой организации архитектурного сообщества. Сцементировав под своим авторитетом другие союзы. Так было и в музыке, и в литературе, где тоже образовались Союзы. Власть принялась за искусство с идейным размахом и вытеснением на обочину жизни всех инакомыслящих и неугодных. С всеобщими осуждениями и последующим забвением. И вот этими, как мне кажется, генетическими болезнями и страдает современный Союз архитекторов России, неспособный выполнять возложенные на него в рамках цифровой трансформации профессии задачи. Никто Союз не осуждает. Время Союзов ушло. Надеюсь, что навсегда.