С архитекторами разделался не Хрущёв
В мае этого года мной был опубликован пост под заголовком «Архитектура — прерванный полёт. К 65-летию Постановления № 1871 «Об устранении излишеств...».
Однако было ли оно тем рубежным моментом, после которого на архитектуру в стране фактически был наложен запрет?
Думаю, что при Хрущёве лишь завершили начатое при Сталине. Оформили документально. Архитектура как жанр, как акт свободы творчества перестала существовать в 1930-е годы, а символом расправы над архитектурой стал, на мой взгляд, снос монументального Храма Христа Спасителя в Москве и ряда других памятников.

Такое варварство, связанное с умышленным уничтожением истории, памяти, культуры, и представить себе невозможно. Хотя архитектурное решение К. Тона вызывает много споров в профессиональной среде, кто-то считает его неудачным, нужно отметить, что на его возведение было потрачено неимоверное количество сил и средств.

Стройка велась непрерывно десятилетиями и была по-настоящему народной, объединительной. Сооружение Храма доминировало над всей прилегающей застройкой. Вместо него планировалось создать по замыслу вождей Дворец Советов. К счастью он не был осуществлён, иначе центр Москвы был бы безнадёжно «убит» этой громадиной. Война спутала планы, а по её завершению до этой безумной идеи уже не было никому дела. И про неё благополучно забыли.

Такие сооружения, как Храм Христа Спасителя, возводятся всем, что называется, миром. Никакие постановления и бедствия не способны его отменить.

Отечественной архитектуре придётся долго восстанавливаться после всех пережитых бед.