Category:

Проект православной часовни в память о трагических событиях осени 1918 года в городе Данкове

Эту историю поведала мне заведующая кафедрой истории, теории государства и конституционного права  Липецкого государственного технического университета, доцент Половинкина Марина Леонидовна.

Общий вид православной часовни на месте упокоения расстрелянных заложников (Проект)
Общий вид православной часовни на месте упокоения расстрелянных заложников (Проект)

Расстрел заложников в Данкове

После покушения на руководителя Советского государства В.И.Ленина 30 августа 1918 года в России начался красный террор. Из документов Рязанского Архива Рязанской области (к которой тогда относился Данковский район Липецкой области,- прим. авт.) известно, что в Данковском уезде большевиками было арестовано 250 заложников. (ГАРО.Ф.Р-49, Оп.1.Д.373,л.45). 

В Данкове 1 сентября 1918 года Данковский уисполком и Уком партии опубликовал объявление о массовом терроре и введении военного положения: «В связи с покушением на вождей революции объявляется по Данковскому уезду массовый террор и военное положение. За каждого убитого члена Совета, партийного большевика - коммуниста, красноармейца будут расстреляны 250 человек. Появляться на улице разрешается с 7 часов утра и до 11 часов ночи. Ранее выданные объявления недействительны. Объявление входит в силу с момента опубликования.             

Председатель Уисполкома: Рассолов.                                                                                                   Секретарь: Харламов.                                                                                                      Председатель комитета партии: Долгов.                                                                  Секретарь: Харламов.                                                                                                                                Данков. 1 сентября 1918 года».  (Прасолов И.А., Соседов В.П., Лукин В.Л.. Данков – город древний. С.-Пб. 2002. с.92).

5 сентября 1918 года заместитель данковского ЧК Чванкин на заседании предложил каждому из присутствующих написать список лиц из заложников, подлежащих расстрелу, а затем составил общий список, ни с кем его не согласовав. «Данковская ЧК взяла в заложники бывшего исправника Петра Окорокова, бывшего начальника тюрьмы Виталия Трунина, бывшего начальника милиции правого эсера Александра Соболева, бывшего надзирателя Михаила Харкевича, семидесятилетнего помещика Ивана Демидова, купца Никиту Грищенко, купца Алексея Голева, бывшего секретаря полиции правого эсера Леонида Харламова, помещика Степана Бардина. В список для расстрела была внесена и 18- летняя бигильдинская учительница Любовь Васильевна Безменова, как контрреволюционерка, отвергнувшая притязания чекиста Чванкина. (Фонды Данковского краеведческого музея).  

Чванкин, поддержанный Андреевым и Барковым, требовал от ЧК и укома немедленного расстрела заложников, однако даже с точки зрения сподвижников чекиста для расстрела их не было достаточных оснований. Тогда Чванкин сказал: «Факты мы вам скоро предоставим!». И в ночь на 24 

сентября 1918 года в общежитии работников ЧК и членов партии, которое находилось на втором этаже дома купца Неронова на улице Московской (теперь ул. Карла Маркса, прим. авт.), раздался взрыв бомбы. Правда, в это время там никого не было…Тем не менее, «…в ночь на 25 сентября 10 указанных заложников повели на расстрел, хотя постановление о расстреле этих лиц не было вынесено. Председатель уездной ЧК Котов сказал: «Мы найдём причины их виновности, постановление об их расстреле напишем после исполнения». Когда вели заложников на расстрел, по дороге захватили псаломщика Веселовзорова, члена союза земельных собственников, который не был указан в списке, просто случайно оказался в это время на улице. И всех 11 человек расстреляли. Расстреливали Котов, Савин, Гуторин. Руководил расстрелом товарищ председателя ЧК Чванкин». (Усович Р.М. И на поверке – вся судьба. (История данковской милиции). Липецк, 2010. С . 22-26; Фонды Данковского краеведческого музея).  

Очевидец событий, член партии Г.Я.Лобанов, так впоследствии отозвался  об этих событиях: «Организовалась группа людей, задумавшая провести «красный террор», для чего они организовали симуляцию взрыва в общежитии членов Совета. Так как других поводов проведения террора они не имели, да, видимо, и искать не хотели, а имели в виду главным образом корыстные цели. Эта симуляция взрыва послужила поводом к аресту заложников не столько по политическим соображениям, сколько по материальным и развратным…» (Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. Данков. Древний город на верхнем Дону. Липецк, 206. с. 105-106). 

Такая расправа над невинными людьми возмутила членов Данковского исполкома, и они обратились в Рязанский отдел юстиции, вследствие чего 3 апреля 1920 года Рязанский губернский революционный трибунал постановил: «Гражданина Чванкина - расстрелять, гражданина Котова – расстрелять, гражданина Харламова подвергнуть лишению свободы с общественными работами на 15 лет, гражданина Савина подвергнуть лишению свободы с общественными работами на 10 лет, гражданина Долгова считать по суду оправданным,  дело гражданина Гуторина выделить до выяснения его психических способностей, т.к. он дважды лечился в психиатрической больнице и явно обнаруживал следы психического расстройства. Принимая во внимание амнистию ВЦИК, расстрел Чванкина и Котова заменить: Чванкину 20-ю годами лишения свободы с общественными работами, Котову- 15-ю годами, Харламову- 10-ю годами, Савину- 5-ю годами лишения свободы с общественными работами». (Там же; Известия Рязанского Совета рабочих и крестьянских депутатов. № 73. 02.04.1919, № 77. 03.04.1919, № 75. 04.04.1919). 

О месте казни было известно жительнице Данкова Т.В.Безменовой (родственнице расстрелянной учительницы Л. Безменовой), которая в течение многих лет ухаживала за безымянной могилой. (Wikimapia. Org. Могилы расстрелянных заложников- Данков). 

В 2008 году за Данковским городским кладбищем, слева от старой дороги на с. Баловнево, у Вислого леса данковские казаки во главе с атаманом Сергеем Гордеевым установили памятную плиту с именами 11-ти невинно расстрелянных заложников, ставших первыми жертвами советской власти. Они изготовили красивую изгородь и огородили ею небольшое кладбище. 

Летом 2017 года с этого кладбища был взят камень и отправлен в Москву. Этот камень занял своё место в стене скорби, которую 30 октября 2017 года открыли Президент Российской Федерации В.В.Путин и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. 

В год 100- летнего скорбного юбилея атаман Липецкого регионального отделения Союза Казаков- Воинов России и Зарубежья Сергей Гордеев выступил с инициативой установить рядом с могилой расстрелянных заложников памятную часовню. Эту идею поддержал руководитель Общероссийской общественной организации «Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл» Леонид Петрович Решетников и обещал оказать финансовую помощь в этом важном деле. 

  В 2017 году исполнилось сто лет октябрьским событиям 1917 года. Сто лет Великой Октябрьской социалистической революции - как считалось в Советском Союзе, «октябрьского переворота», «путча»- как называют его противники социалистического строя. Но как бы мы не относились к тем давним событиям - никто бы не хотел их повторения. 

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, как-то сказал, что у того, кто хочет возврата в Советский Союз, нет головы. А у того, кто не помнит Союза, нет сердца. Хотелось бы добавить, что у того, кто сожалеет о революции семнадцатого года, или мечтает о новой революции в нашей стране, нет ни сердца, ни головы.

Иван Малюков, заместитель атамана Липецкого регионального отделения СКВРиЗ, есаул. 

Павел Усов, заместитель атамана станицы «Данковская», подъесаул (ФОТО)

Дом купца Неронова (слева)
Дом купца Неронова (слева)
Кладбище, на котором похоронены заложники
Кладбище, на котором похоронены заложники

На следующих фотографиях - реконструкция тех событий из фильма «Данковчане - творцы истории», в постановке актёров театра «Данте» (Данковского народного театра, режиссёр Елена Курбакова). В роли комиссара Чванкина (на одном из фото- с маузером, справа)- актёр Александр Соболев.

Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Памятный знак на кладбище заложников
Памятный знак на кладбище заложников
Краевед Иван Малюков рассказывает о событиях тех лет
Краевед Иван Малюков рассказывает о событиях тех лет


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.